Дебют: начало и конец

ММ Б. Галстян

Казалось, что с появлением мощных компьютерных программ, баз с миллионами шахматных партий и великолепных шахматных учебников, количество дебютных катастроф на практике молодых и не очень молодых игроков должно было резко сократиться. На деле совсем другая картина.

Сторонники советской школы утверждают, что до уровня 1-2 разряда можно обойтись (и надо обойтись!) без знания конкретных дебютных вариантов, можно использовать общие дебютные правила и конкретный расчет.

Попытаемся сформулировать их.

Итак, в начале партии НЕОБХОДИМО

  1. Быстро развивать фигуры
  2. Захватить центр фигурами и пешками
  3. Сделать  рокировку (длинную или короткую, исходя из требований безопасности    укрытия короля и перспективы развить инициативу на другом фланге или в центре)
  4. Подобрать хорошие поля для тяжелых фигур

В начале партии НЕЛЬЗЯ без необходимости

  1. Делать ход  (или ходы) развитой фигурой (необходимо ввести в игру всю армию)
  2. Делать бесполезные ходы крайними пешками
  3. Рано вводить в игру тяжелые фигуры (легкофигурными и пешечными нападениями соперник может выиграть кучу темпов)

Также рекомендуется

  1. В начале развить тот фланг, где планируется укрыть короля  (рокировка является более важным ходом, чем обычное развитие фигуры)
  2. Не заниматься пешкоедством, если это приведет к отсталости в развитии и к потере инициативы
  3. С дебюта готовиться к миттельшпилю. Надо иметь гибкую пешечную структуру и удобное расположение фигур, для проведения миттельшпильных идей

А также имеет смысл помнить, что

  1. Легче найти удобную стоянку для коня (в основном это c3,f3,c6,f6; реже d2,e2,d7,e7), нежели для слона (поэтому во многих дебютных вариантах сначала развивается конь, а потом слон)
  2. Часто слон (к примеру, на диаграмме – Bс1) на своей начальной позиции неплохо стоит, если при этом ладья (к примеру, на диаграмме – Ra3) того же фланга уже вошла в игру альтернативным способом.  (Пример на диаграмме получается из одного направления варианта Зайцева Испанской партии)  
  3. Торможение развития соперника часто оказывается  эффективнее,чем собственное развитие
  4. Как правило, стараются захватить инициативу белые, а черные этому противодействуют (не надо стараться наказать белых за то, что вы умнее :) ). Нейтрализация активных возможностей белых тоже достаточно неплохое достижение
  5. Фактор времени (перевес в развитии) можно мерить материалом  (старики настаивают “инициатива важнее, чем какие-то пешки”)
  6. В позициях с закрытым центром короля на некоторое время можно оставить в центре.

Перейдем к просмотру примеров, некоторые из которых были сыграны в быстрых шахматах (а как же заставить шахматистов экстра класса играть авантюрно?!).

Nisipeanu Liviu Dieter – Agistriotis Mihail

GRE CupT, 2004

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Nd2 dxe4 4. Nxe4 Bd7 5. Nf3 Bc6 6. Bd3 Nd7 7. O-O Ngf6 8. Ng3 Be7 9. Qe2 (грозит Ne5) 9… Bxf3 10. Qxf3 c6 11. b3І Qa5 (11… O-O) 12. a3

12… Qc3?!

Куда лезет одинокий ферзь? Естественнее 12… O-O.

13. Be3 Nd5?

Надо было признать ошибку: 13… Qa5.

14. b4!

Ферзь в капкане.

14… a5 15. Ne4  1-0

 Mamedyarov Shakhriyar – Guliev Sarhan

Baku op-A, 2011 

1. d4 f5 2. Bg5 Nf6 3. Nd2 b6 4. f3 Bb7 5. e4

5… fxe4?!

Имело смысл самим предложить жертву пешки для перехвата инициативы: 5… e6 6. exf5 Nc6 7. fxe6 Nxd4.

6. fxe4 Nxe4?!

Это называется жадность!

7. Nxe4 Bxe4 8. Bd3! Bxd3 9. Qxd3 Qc8 10. Nf3 Qa6 11. c4 Nc6 12. O-O

12… d5?

С королем в центре открывать линии нельзя. Лучше 12… O-O-O 13. d5±

13. Qf5 dxc4 14. Qd5  1-0

 Polgar Judit – Lautier Joel

 World Cup of Rapid Chess-A playoff, 2001

1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 g6 4. O-O Bg7 5. c3 Nf6 6. e5 Nd5 7. d4 cxd4 8. cxd4 O-O 9. Bg5 Qb6 10. Bc4

10… Qxb2?? Куда ?

Можно было просто отойти 10… Nc7.

11. Bxd5 Qxa1 12. Qd2  1-0 , от Nc3 нет нормальной защиты.

 Karpov Anatoly – Baud C

Bastia sim, 1998

1. d4 d5 2. c4 dxc4 3. e4 Nc6 4. d5 Ne5 5. Bf4 Ng6 6. Be3 e5 7. Bxc4 Nf6 8. Nc3

8…Ng4? Куда без развития? Лучше 8… Bd6.

9. Bb5! c6

Проигрывает моментально. Но и после 9… Bd7 10. Qxg4 c6 11. dxc6 bxc6 12. Bxc6 Bxc6 13. Nge2 белые стоят на выигрыш.

10. dxc6 Qxd1 11. Rxd1 b6 12. c7 1-0

 Short Nigel D – Abela Daniel

 MCA sim, 2003

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Nc3 Bb4 4. e5 c5 5. a3 Bxc3 6. bxc3 Ne7 7. Qg4 O-O 8. Bd3 c4 9. Be2 Nbc6 10. h4

Надо было продолжить развитие 10. Nf3.

10… f6! 11. f4 Qa5 12. Bd2 Nf5

13. h5?

Атакующие действия без должного развития обречены. Лучше 13. Nf3.

13… fxe5 14. fxe5 Ne3!  0-1

 Morozevich Alexander – Kortschnoj Viktor

 Calvia ol (Men), 2004

1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 a6 4. Ba4 Nf6 5. d3 b5 6. Bb3 Bc5 7. Nc3 d6 8. Nd5

8… Ng4?!

Надо было 8… h6!, препятствуя плану соперника: Bg5.

9. O-O Na5 10. Bg5 f6 11. Bd2 Nxb3 12. axb3

12… c6??

Почему не 12… O-O?

13. Ba5 1-0  и Nc7 получается с шахом!

 Cox John J – Adams Michael

 BCF-chT 0910 (4NCL), 2010

1. c4 Nf6 2. Nf3 e6 3. g3 d5 4. b3 d4 5. e3 Nc6 6. Bg2 e5

7. exd4??

Практически проигрывает. Без 7. O-O не стоило начинать активные действия.

7… e4! 8. Ng5 Qxd4 9. Nc3 Bg4! 10. f3 Nb4

Еще сильнее было бы 10… Ne5.

11. Qe2 Bh5 12. Rb1 O-O-O 13. Ngxe4 Nxe4 14. Qxe4

Чуть упорнее 14. Nxe4 Kb8!? и f5.

14… Nd3  0-1

В заключении хочется напомнить, что даже самые строгие правила – это указатели, всего лишь указатели.

МАСТЕР-ГРУППА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ШАХМАТ И ПРОФЕССИОНАЛОВ!